Учитель словесности

Меню сайта
Инновация в школе
Новый подход к обучению

ИКТ на уроке

Интерактивная доска

Ресурсы для учителя

Библиотеки
Википедия
Азербайджанская литература
Современная азербайджанская литература
Классическая литература Библиотека аудиокниг ученику
Библиотека М. Мошкова
Жизнь Замечательных Людей
Библиотека А. Комарова
БОЛЬШАЯ БЕСПЛАТНАЯ БИБЛИОТЕКА
ЭКСЛИБРИ
Цитаты по авторам

Словари
Словарь В.Даля
Словарь Д.Н. Ушакова
Словарь С.И. Ожегова
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Орфографический словарь
Словарь терминов
Словарь синонимов
Орфоэпический словарь

Презентации
Скачать презентации
Ваш отзыв

Гостевая книга

Календарь
Статистика
Статистика
Аббасгулу ага Бакиханов
А.Бакиханов (1794-1847) родился 21 июня в Амираджане и принадлежал к роду бакинских ханов. Когда ему исполнилось 8 лет, его отец переехал в Кубу, где будущий писатель получил религиозное образование. В 1819 году по приглашению генерала Ермолова-правителя Кавказа он переезжает в Тифлис и начинает службу в его штабе в качестве переводчика с восточных языков. Годы службы сыграли большую роль в дальнейшем становлении А.Бакиханова, как писателя и мыслителя. Встречи с русскими учеными и писателями, знакомство с европейской культурой и литературой, путешествия по делам службы по Кавказу, участие в различных политических переговорах с государственными деятелями Ирана, Турции в подписании Туркменчайского мирного договора России с Ираном в 1828 году, — значительно расширили его кругозор и представления историка и писателя. Его заслуги высоко ценили Ермолов, Грибоедов — секретарь миссии, главнокомандующий кавказской армии граф Паскевич.В 1833 году А.Бакиханов с разрешения начальства отправился в двухлетнее путешествие на берега Дона, посетил Украину, Польшу, Белоруссию, Финляндию. Он подолгу жил в Одессе, Варшаве и Петербурге, где познакомился с представителями русской интеллигенции, в том числе с А.С.Пушкиным.В 1835 году писатель возвращается в Кубу, подает в отставку, посвящает свое время занятиям литературой и наукой. Здесь были написаны книги «Улучшение нравов» и «Гюлистани-Ирем».С 1841 года писатель часто приезжает в Тифлис с целью опубликования своей книги «Гюлистани-Ирем» на русском языке, активно участвует в литературном кружке, открытом здесь Мирзой Шафи Вазехом, встречается также с польским ссыльным поэтом Ладо-Заблоцким и немецким востоковедом Ф.Боденштедтом.Осенью 1846 года А. Бакиханов отправляется в Мекку, по пути заболевает холерой и умирает. Он похоронен в небольшом местечке между Меккой и Мединой. А.Бакиханов оставил после себя ценное литературное наследие, свидетельствующее о его разносторонних интересах, как научных, так и литературных. Все его творчество можно условно разделить на два периода.I период творчества приходится на время его проживания в Кубе. Получив воспитание в дворянской семье, а также религиозное образование, А.Бакиханов создает газели и элегии (мерсийе), ряд произведений на религиозную тему. Стихотворения этого периода носят религиозно-мистическую окраску, отличаются морализирующим, нравоучительным характером. На этом этапе творчества его поэзия носит подражательный характер.II период начинается после переезда в Тифлис (с 1820 года). Здесь он пишет рассказ Книга Аскера», сатиру «Обращение к Тавризцам» и научные трактаты. В этот период в его творчестве больше ощущается связь с современностью, близость к жизни, интерес к передовым идеям века, реалистическое начало.А. Бакиханов знакомится с творчеством Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Крылова. Известен, в частности, перевод басни Крылова «Осел и Соловей», сделанный А.Бакихановым. Это — первый профессиональный перевод с русского в азербайджанской литературе.Стихотворное письмо «Среди грузин» — одно из первых произведений, написанных в Тифлисе. В нем выражены мотивы дружбы к грузинам, любви и красоты, чувства одиночества и грусти в связи с пребыванием на чужбине. В стихотворении «Тифлис» поэт говорит о красоте и кипучей жизни восточного города, радуется, что ему удалось приобщиться к его ритму.В сатире «Обращение к Тавризцам» А.Бакиханов обрушивается на несправедливость и произвол в Тавризе, сетует на беспринципность и аморальность некоторых служителей религии, говорит об отсталости Южного Азербайджана, находящегося под властью Ирана, выступает против феодальной системы.А.Бакиханов создал также ряд научных трактатов и исследований, в которых пропагандировал знания и достижения современной науки. Написанные в духе просветительства, эти работы содержат большой фактический и познавательный материал, свидетельствуют об эрудиции автора, о его постоянном самоусовершенствовании в знаниях. Он внес ценный вклад в развитие педагогики, психологии, географии, астрономии, языкознания, риторики в Азербайджане.Среди его трудов выделяются в этом смысле «Общая география», «Тайны небес», «Книга наставлений», трактат «Улучшение нравов», в которых Бакиханов — ученый критиковал отсталость, косность и суеверие, пропагандировал науку и просвещение.Наиболее значительным трудом А.Бакиханова остается его «Райский цветник» («Гюлистани-Ирем»), в котором воссоздана история Азербайджана с древних времен до XIX века. Использовав в нем обширную литературу и источники, А.Бакиханов который отличался разносторонними интересами и познаниями, явился основоположником азербайджанской научной историографии.
ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ ТАВРИЗА

О чернь Тавриза, о поток гнетущий городской!
Как злобен город, как жесток! Откуда край такой?

Ни праведников, ни людей, в науках изощренных,
Будь проклят он, прости мне, бог, гниющий край такой!

Не верят идолам, не чтят Христа из Назарета,
И Магомет им не пророк... что за народ такой?

По узким улицам брожу, толкаюсь по базару:
Как человек здесь одинок, как жить в толпе такой?

Три вида черни я встречал: ослы, моллы и ханы.
Узнай их вдоль и поперек — весь городок такой.

Тот носит яркую чалму, другой кичится джуббе,
А третий согнут и убог — осел всегда такой.

Осел — не в счет, плетется он под кладью еле-еле,
Видать, аллах его обрек для участи такой.

И только ханам и моллам весь гнев мой и насмешка!
О дармоеды! Где же срок всеобщей лжи такой?

Прекрасна мысль, и для нее иных прикрас не надо.
Кто наряжается не впрок — мужчина глуп такой!

А тут накрашенными хной кичатся бородами,
Повсюду здесь проход широк для бороды такой.

Так важный бородач — козел — краса и гордость стада.
Козлиной рыжей шерсти клок всегда в цене такой!

Азебайджан



Мой край
Флаг Азербайджанской Республики
Герб Азербайджанской Республики
Гимн Азербайджанской Республики
Наш Президент
Мехрибан Алиева
Фонд им.Гейдара Алиева
История Азербайджана
Трагические страницы истории Азербайджана
Развитие за последние 10 лет
Герои
Известные личности, прославившие Азербайджан в мире
Развитие науки
Образование
Искусство
Музыка
Литература
Архитектура
Театры
Традиции и обычаи
Спорт
Диаспора
Только в Азербайджане

Новости

Новости Азербайджана

Исторические дни Азербайджана

Этот день в истории

Фраза дня
Форма входа
Поиск
Проверь себя
Словари русского языка
www.gramota.ru