А.Бакиханов (1794-1847) родился 21 июня в Амираджане и принадлежал к роду бакинских ханов. Когда ему исполнилось 8 лет, его отец переехал в Кубу, где будущий писатель получил религиозное образование. В 1819 году по приглашению генерала Ермолова-правителя Кавказа он переезжает в Тифлис и начинает службу в его штабе в качестве переводчика с восточных языков. Годы службы сыграли большую роль в дальнейшем становлении А.Бакиханова, как писателя и мыслителя. Встречи с русскими учеными и писателями, знакомство с европейской культурой и литературой, путешествия по делам службы по Кавказу, участие в различных политических переговорах с государственными деятелями Ирана, Турции в подписании Туркменчайского мирного договора России с Ираном в 1828 году, — значительно расширили его кругозор и представления историка и писателя. Его заслуги высоко ценили Ермолов, Грибоедов — секретарь миссии, главнокомандующий кавказской армии граф Паскевич.В 1833 году А.Бакиханов с разрешения начальства отправился в двухлетнее путешествие на берега Дона, посетил Украину, Польшу, Белоруссию, Финляндию. Он подолгу жил в Одессе, Варшаве и Петербурге, где познакомился с представителями русской интеллигенции, в том числе с А.С.Пушкиным.В 1835 году писатель возвращается в Кубу, подает в отставку, посвящает свое время занятиям литературой и наукой. Здесь были написаны книги «Улучшение нравов» и «Гюлистани-Ирем».С 1841 года писатель часто приезжает в Тифлис с целью опубликования своей книги «Гюлистани-Ирем» на русском языке, активно участвует в литературном кружке, открытом здесь Мирзой Шафи Вазехом, встречается также с польским ссыльным поэтом Ладо-Заблоцким и немецким востоковедом Ф.Боденштедтом.Осенью 1846 года А. Бакиханов отправляется в Мекку, по пути заболевает холерой и умирает. Он похоронен в небольшом местечке между Меккой и Мединой. А.Бакиханов оставил после себя ценное литературное наследие, свидетельствующее о его разносторонних интересах, как научных, так и литературных. Все его творчество можно условно разделить на два периода.I период творчества приходится на время его проживания в Кубе. Получив воспитание в дворянской семье, а также религиозное образование, А.Бакиханов создает газели и элегии (мерсийе), ряд произведений на религиозную тему. Стихотворения этого периода носят религиозно-мистическую окраску, отличаются морализирующим, нравоучительным характером. На этом этапе творчества его поэзия носит подражательный характер.II период начинается после переезда в Тифлис (с 1820 года). Здесь он пишет рассказ Книга Аскера», сатиру «Обращение к Тавризцам» и научные трактаты. В этот период в его творчестве больше ощущается связь с современностью, близость к жизни, интерес к передовым идеям века, реалистическое начало.А. Бакиханов знакомится с творчеством Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Крылова. Известен, в частности, перевод басни Крылова «Осел и Соловей», сделанный А.Бакихановым. Это — первый профессиональный перевод с русского в азербайджанской литературе.Стихотворное письмо «Среди грузин» — одно из первых произведений, написанных в Тифлисе. В нем выражены мотивы дружбы к грузинам, любви и красоты, чувства одиночества и грусти в связи с пребыванием на чужбине. В стихотворении «Тифлис» поэт говорит о красоте и кипучей жизни восточного города, радуется, что ему удалось приобщиться к его ритму.В сатире «Обращение к Тавризцам» А.Бакиханов обрушивается на несправедливость и произвол в Тавризе, сетует на беспринципность и аморальность некоторых служителей религии, говорит об отсталости Южного Азербайджана, находящегося под властью Ирана, выступает против феодальной системы.А.Бакиханов создал также ряд научных трактатов и исследований, в которых пропагандировал знания и достижения современной науки. Написанные в духе просветительства, эти работы содержат большой фактический и познавательный материал, свидетельствуют об эрудиции автора, о его постоянном самоусовершенствовании в знаниях. Он внес ценный вклад в развитие педагогики, психологии, географии, астрономии, языкознания, риторики в Азербайджане.Среди его трудов выделяются в этом смысле «Общая география», «Тайны небес», «Книга наставлений», трактат «Улучшение нравов», в которых Бакиханов — ученый критиковал отсталость, косность и суеверие, пропагандировал науку и просвещение.Наиболее значительным трудом А.Бакиханова остается его «Райский цветник» («Гюлистани-Ирем»), в котором воссоздана история Азербайджана с древних времен до XIX века. Использовав в нем обширную литературу и источники, А.Бакиханов который отличался разносторонними интересами и познаниями, явился основоположником азербайджанской научной историографии.
ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ ТАВРИЗА
О чернь Тавриза, о поток гнетущий городской!
Как злобен город, как жесток! Откуда край такой?
Ни праведников, ни людей, в науках изощренных,
Будь проклят он, прости мне, бог, гниющий край такой!
Не верят идолам, не чтят Христа из Назарета,
И Магомет им не пророк... что за народ такой?
По узким улицам брожу, толкаюсь по базару:
Как человек здесь одинок, как жить в толпе такой?
Три вида черни я встречал: ослы, моллы и ханы.
Узнай их вдоль и поперек — весь городок такой.
Тот носит яркую чалму, другой кичится джуббе,
А третий согнут и убог — осел всегда такой.
Осел — не в счет, плетется он под кладью еле-еле,
Видать, аллах его обрек для участи такой.
И только ханам и моллам весь гнев мой и насмешка!
О дармоеды! Где же срок всеобщей лжи такой?
Прекрасна мысль, и для нее иных прикрас не надо.
Кто наряжается не впрок — мужчина глуп такой!
А тут накрашенными хной кичатся бородами,
Повсюду здесь проход широк для бороды такой.
Так важный бородач — козел — краса и гордость стада.
Козлиной рыжей шерсти клок всегда в цене такой!