Ильяс Эфендиев пришел в литературу в конце тридцатых годов, когда на советских просторах осуществлялась политика репрессий и коллективизации, тотально изменившей не только политическую и социально-экономическую жизнь людей, но и их ментальность. Многие достойные сыны Азербайджана, которым судьба их народа и родины не была безразлична, о чем они открыто заявляли, стали жертвами этой жестокой и лишившейся здравого смысла политики. Мастерство Ильяса Эфендиева заключается в том, что он смог особыми приемами передать своему читателю на понятном ему языке художественно оформленную, но совсем непростую мысль, – искру, взывающую на борьбу за свои права, свободу и независимость.
Имея самые высокие и почетные государственные награды, премии и ордена, Ильяс Эфендиев никогда не вступал в ряды коммунистической партии, чем и доказал, что он настоящий человек искусства, независимый от угнетающего режима, времени и пространства. И славный путь Ильяса Эфендиева в литературе во многом отразил в себе этапы развития всей современной азербайджанской драматургии. Современность и новаторство – характерные особенности творчества Ильяса Эфендиева. Он писатель, который, независимо от возраста, находился в постоянном творческом поиске, осваивая новые темы и художественные формы.
Много строчек утекло с тех пор, застыв под толстыми переплетами его книг… «Ивы над арыком», «Мостостроители», «Сказ о Сарыкейнек и Валехе», «Три друга среди гор», «Не оглядывайся, старик» и многих других.
Герои его произведений – люди с крепкими характерами, упрямые, хорошо знающие, чего они хотят и, зачастую, став полнокровными, живыми образами, ведущие за собой своего создателя – автора. Пожалуй, одна из самых главных черт, присущих Ильясу Эфендиеву как человеку и писателю, это – неприятие несправедливости, борьба с несправедливостью, с отрицательными человеческими качествами.
Ильяс Эфендиев, прежде всего, мастер психологической драмы. Через призму индивидуальной судьбы героя, он ярко и образно показывал, чем живет целое поколение, из среды которого и взят герой. Его пьесы отличаются глубокой самобытностью, проблематичностью, тонким лиризмом, типическими характерами, заимствованными из самой жизни. Самые известные из его пьес: «Песня остается в горах», «Семья Атаевых», «Ты всегда со мной», «Сожженные дневники», «Не могу забыть», «Чья вина?», «Странный парень», «Верь нам», «Хуршидбану Натаван», «Шейх Хиябани» и др. давно стали классикой азербайджанской драматургии.
Расцвет лирико-психологического направления в азербайджанской драматургии начался в 70-е годы. Психологическая драма стала направлением в театре – с темой индивидуальной судьбы, с темой личности. И гораздо раньше 70-х ощутимый вклад в лирико-психологический стиль внес своими широко известными пьесами Ильяс Эфендиев, а в период расцвета он лучшими своими драматургическими произведениями возглавил это направление. Выдвинутые писателем на первый план большие нравственные проблемы и их решение заинтересовали самую разнообразную, и, конечно же, в первую очередь, молодежную зрительскую аудиторию.
Мастерство и целенаправленность личности Ильяса Эфендиева практически позволило ему создать свою театральную школу, которая воспитала целую плеяду деятелей театрального искусства, чьи имена вошли в сокровищницу азербайджанского искусства.
Ильяс Эфендиев со своим своеобразным творчеством будет всегда актуален, потому, что он жил и творил придерживаясь своих идеалов и вопреки всему негативному, окружающему его. Ильяс Эфендиев имел и имеет большую читательскую аудиторию. Будучи автором более 80-ти произведений, в том числе пьес, романов, повестей, рассказов, эссе и др., Ильяс Эфендиев был хорошо известен зарубежному зрителю через написанные им десятки пьес, переведенных на многочисленные языки и поставленных на сценах зарубежных театров. Такой большой интерес к творчеству драматурга неслучаен. Быть классиком и одновременно современником читателя и зрителя довольно непростая задача для писателя. Показывая жизненные реалии, социальные проблемы, проблемы семьи, взаимоотношений, родителей и детей, а также пути выхода из сложившихся ситуаций и решение проблем, Ильяс Эфендиев тем самым создавал практический «самоучитель жизни», что и с большим чувством признательности встречалось со стороны его читательской и зрительской аудитории.
Отличаясь своим свободолюбием и внепартийностью, Ильяс Эфендиев порой раздражал руководителей КПСС в лице первого секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, который, невзирая на всенародную любовь к Ильясу Эфендиеву и его труд, так и не изъявил желания наградить писателя почетным орденом труда.
К счастью, в период новейшей истории, в первые годы независимости Азербайджана, благодаря усилиям покойного президента Гейдара Алиева в достижении социально-экономической и общественно-политической стабильности в стране, заслуги Ильяса Эфендиева получили достойную оценку. И Гейдар Алиев наградил Ильяса Эфендиева самой высокой наградой страны к тому времени Орденом Славы.
Народный писатель Азербайджана, лауреат Государственной премии Ильяс Эфендиев скончался 3 октября 1996 года на 82 году жизни, так и не увидев освобожденным от сепаратистов Карабах.
По случаю годовщины кончины писателя, в Азербайджанском Драматическом Театре состоялся показ последнего произведения Ильяса Эфендиева «Повелитель и дочь», после которого покойный президент Азербайджана Гейдар Алиев выступая, отметил: «Ильяс Эфендиев внес огромный вклад в азербайджанский театр, у него большие заслуги, он создал очень ценные произведения. Творчество Ильяса Эфендиева наряду с другими сторонами имеет большое значение и потому, что в своих произведениях он довел до сегодняшних поколений очень важные страницы истории азербайджанского народа, через литературу, театр он также прекрасно отразил положительные и отрицательные черты нашей современной жизни. Таким образом, ему принадлежит заслуга в том, что он привил нашему народу чувство уважения к истории, оказал помощь в ее изучении, вместе с тем привил нашему поколению духовность, мораль, человечность, верность Родине и нации. Считаю, что наш народ получил большую пользу от этих произведений. Поэтому сегодня я с большим чувством благодарности вспоминаю все творчество Ильяса Эфендиева и написанные им произведения. Считаю, что он достойно выполнил свой долг перед нашим народом, вернее, свою миссию, оставил нам огромное наследие, большое богатство культуре, театру, литературе. Думаю, что наш народ никогда не забудет это. Несомненно, мы также примем постановление для увековечения памяти Ильяса Эфендиева, лично я приму, ибо он достоин этого. Но такими своими произведениями он все равно будет жить в сердце народа».
Честь и чистота – мерила человеческого достоинства, честные и добрые люди – герои Ильяса Эфендиева живут в его произведениях, живут среди нас, в наших сердцах и нашей памяти. И сегодня тема патриотизма в произведениях писателя как никогда актуальна и злободневна, и молодые люди, готовящиеся защищать свою Родину, свой родной Азербайджан могут многому научиться, многое почерпнуть из литературного наследия писателя.