|
«Я расту из земли…»140 лет со дня рождения М. М. Пришвина
(04.02.1873 – 16.01.1954)Будущий писатель родился 23 января 1873 года на Орловщине, в имении Хрущеве под Ельцом, в семье купца Михаила Дмитриевича Пришвина и Марии Ивановны, урожденной Игнатовой.
С 1905 года Михаил начал вести дневник, написав за полвека (оценочно) 25 томов, который стал одним из феноменов русской культуры первой половины ХХ века. В следующем году был напечатан первый рассказ Пришвина "Сашок", после которого он оставил профессию и стал газетным поденщиком. Перед собой он поставил трудновыполнимую задачу – жить только писательским трудом.
Познакомившись с известным русским языковедом академиком А. Шахматовым, Пришвин по его приглашению поехал с фольклорно-этнографической экспедицией на Север России, в Олонецкую губернию «за сказками». Поездка раскрыла в Михаиле его призвание. И Север раскрылся перед ним во всей своей первозданной красоте. Путешественник вернулся из экспедиции с книгой путевых очерков – «В краю непуганых птиц».
Книгу в считанные дни прочитала вся литературная столица. С автором искали знакомства А. Блок, А. Ремизов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, а Императорское географическое общество присудило ему серебряную медаль и звание своего действительного члена. После путешествий по Карелии и Норвегии писатель выпустил новую книгу путевых очерков "За волшебным колобком".
Художественные произведения Михаила Пришвина – лишь ответвление главного его труда, дневника, вмещающего время с первой русской революции до начала послесталинских преобразований (1905–1954). Целая эпоха получила форму дневника, пронизанного стремлением осознать жизнь и описать ее, выражаясь современным языком, превратить ее в текст.
В нем – каждодневный искренний диалог с самим собой, неустанное стремление уточнить свою этическую позицию в мире, глубокие размышления о времени, стране, обществе, писательском труде. В дневнике возникает субъективная и именно поэтому интереснейшая картина эпохи.
Он был писателем до сердцевины, он превращал свою жизнь в творчество, писал ее как роман и фиксировал все ее извивы в дневнике, будучи в этом смысле самым последовательным продолжателем традиций серебряного века, и вся его жизнь оказалась экспериментом: возможно ли уцелеть под большевиками и не поступиться своей независимостью?
Его судьба, его личность и написанные им книги вызывали противоречивые оценки – от восхищения до полного неприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставили Казаков, Виктор Боков, очень ценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывались о нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.
Недооцененный за редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал на понимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном и преображенном мире.
Волшебное слово Пришвина и сегодня звучит на многих языках мира. Его произведения издавались на английском, немецком, французском, болгарском, чешском, словацком, хорватском, албанском, венгерском, финском, испанском, шведском и других языках.
Это Пришвин назвал реки и озера «глазами земли». Это он, Пришвин, смог так придумать: «весна света». Только он мог описывать торфяные болота как «кладовые солнца» и тронуть рассказом о «горячей душе дерева» или «бездонной нежности зверей».
Но при этом главой его темой оставался человек: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю…»
| |