|
«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...»
145 лет со дня рождения М. Горького
(28.03.1868 – 18.06.1936)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 28 (16) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде.
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) – из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки.
Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.
«Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» – сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и – парадоксальным образом – породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.
Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты.
В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 г. в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 г. появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев».
Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».
Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 – начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905г. он вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году он встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, В.В. Вересаев, Е.Н. Чириков, Н.Д. Телешов, А.С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902), в которой играли Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 г. в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького – «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) – не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
После поражения революции 1905-1907 гг. Горький эмигрировал на остров Капри (Италия).
В 1928 Горький Горький возвратился на родину.
В 1934 М. Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе, его усилиями был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей.
Вокруг кончины Горького, последовавшей 18 июля 1936 г., ходили разноречивые толки. Возможно, его смерть была ускорена целенаправленными действиями врачей. Горький нужен был как идеальный символ, а не как живой человек со своим мнением.
М. Горький был торжественно похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.
| |