|
| | |
|
«Вот и сбывается всё, что пророчится…»
75 лет со дня рождения В. С. Высоцкого
(25.01.1938 – 25.07.1980)
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве в семье военного. Отец, Семен Владимирович, участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна, родилась в Москве, по специальности переводчик.
Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» – напишет в 1975 году Высоцкий. В начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется на Урал, в город Бузулук Оренбургской области.
В 1945 г. юный Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Через некоторое время после развода родителей, в 1947 г., Владимир переехал жить к отцу и его второй жене в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 г. он вернулся в Москву и поступил в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке 15. Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
Весной 1955 г. переезжает жить к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который вскоре оставляет. Еще будучи школьником, Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В. Массальского.
В студенческие годы Высоцкий – один из постоянных авторов и участников многочисленных «капустников». Он писал стихи, пародии, куплеты, экспромты. По окончании студии играл на столичной сцене: в театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробовался в театр «Современник».
К середине 60-х годов в творчестве Владимира Высоцкого наметился кризис. Его приход в только что реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом обусловил разрешение этого кризиса. Ещё никому не известный, пришёл наниматься на работу и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут слушал его больше часа. У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же принял его в театр. И до последних дней жизни Высоцкий работает в этом театре.
Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Булата Окуджавы: «Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам». Первой своей песней Высоцкий считал «Татуировку» (1961), которая была написана в Ленинграде. Творчество Высоцкого начального периода (1961-1964) опиралось в основном на традиции «блатного» фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на «блатные» темы.
Первой песней Высоцкого, профессионально исполненной в спектакле («Десять дней, которые потрясли мир», 1965), была песня белых офицеров «В куски разлетелася корона». В дальнейшем песенное творчество стало, наряду с актёрским, главным делом его жизни.
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен было написано специально для кинофильмов.
В 1965 г. в спектакле Театра на Таганке «Павшие и живые» звучала песня Высоцкого «Солдаты группы «Центр», а в 1966 г. в фильме В. Турова «Я родом из детства» прозвучало несколько песен Высоцкого, в том числе «Братские могилы» в исполнении М. Бернеса. В этом же году Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина «Вертикаль», для которой пишет цикл «альпинистских» песен.
К концу 60-х гг. относятся первые (в основном – нотные) публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого, где им было отказано не только в художественности, но и в «высокой идейности, подлинной гражданственности». Поэтическим откликом Высоцкого на эти события стала «Охота на волков» (1968).
В эти годы Владимир Высоцкий пробует работать и в других жанрах: повесть «Жизнь без сна» (1968), заявка на киносценарий «Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и девушки из Шербурга» (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий «Как-то все вышло...» (1969-1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не удалось.
В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе Шекспира «Гамлет», где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние на все его последующее творчество.
Все чаще в произведениях Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения, общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные «гамлетовской» темой: «Бег иноходца» (1970), «Горизонт» (1971), "Кони привередливые» (1972).
Одно из центральных мест в поэзии этого периода (1968-1973) занимает стихотворение «Мой Гамлет» (1972), в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение образа Гамлета.
Наиболее зрелый этап творчества поэта – 1973-1980-е годы. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы – от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко – с ярко выраженным притчевым началом («Две судьбы», «Притча о Правде и Лжи»).
В 1970-е годы Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: «Зеленый фургон», «Мартин Иден», «Незнакомка» и «Маленькие трагедии». Большой цикл написан им для музыкальной сказки «Алиса в Стране чудес» (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре.
В конце 1970-х гг. Владимир Высоцкий работает над прозой («Роман о девочках», 1977), киносценарием («Венские каникулы», в соавторстве с Э. Володарским), пробует себя в качестве режиссера, вынашивает идею создания «авторского» кино.
Владимир Семёнович Высоцкий скончался в возрасте 42 лет. Был похоронен 28 июля 1980 г. на Ваганьковском кладбище. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр.
Официальное признание к Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого «Нерв», и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка. В 1987 посмертно присуждена Государственная премия СССР. После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…
| |
| | |
|
|