Учитель словесности

Меню сайта
Инновация в школе
Новый подход к обучению

ИКТ на уроке

Интерактивная доска

Ресурсы для учителя

Библиотеки
Википедия
Азербайджанская литература
Современная азербайджанская литература
Классическая литература Библиотека аудиокниг ученику
Библиотека М. Мошкова
Жизнь Замечательных Людей
Библиотека А. Комарова
БОЛЬШАЯ БЕСПЛАТНАЯ БИБЛИОТЕКА
ЭКСЛИБРИ
Цитаты по авторам

Словари
Словарь В.Даля
Словарь Д.Н. Ушакова
Словарь С.И. Ожегова
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Орфографический словарь
Словарь терминов
Словарь синонимов
Орфоэпический словарь

Презентации
Скачать презентации
Ваш отзыв

Гостевая книга

Календарь
Статистика
Статистика
Микаил Мушфиг.
Микаил Мушфиг родился 5 июня 1908 года в селении Хызы в семье учителя бакинской школы «Саадат» Мирзы Кадыра Исмаилзаде. Его отец писал стихи, а также являлся автором либретто для оперы азербайджанского композитора Муслима Магомаева «Шах-Исмаил». Микаил Мушфиг ещё в раннем детстве потерял родителей. Осиротевшего мальчика взяли под свою опеку его родные.
В 1915 году Микаил поступает в русскоязычную школу в Баку. В 1920 году, завершив начальное образование, он поступает в бакинскую учительскую семинарию. В 1931 году Мушфиг становится выпускником Высшего педагогического института (Азербайджанский Государственный Университет) и в течение нескольких лет преподает литературу в бакинских школах.
Поэт приветствовал переход в Азербайджане в 1920-е годы с арабского алфавита на латинский. Он надеялся, что таким образом в Азербайджане и других странах Востока удастся победить неграмотность. Он также выступал активным пропагандистом традиционных азербайджанских музыкальных инструментов, которые были запрещены тогдашним режимом.
Микаил Мушфиг стал жертвой массовых Сталинских репрессий, осуществлявшихся в 1930-е годы в СССР. 19 марта 1937 года, выступая перед собравшимися делегатами III пленума Союза писателей Азербайджана со стихами «Листки раздумий», созданными в форме рубай, поэт стремился передать свои ощущения времени, свои настроения и мечты через строки:
Высокий я избрал себе маршрут-
Подъем, с борьбою сопряженный, крут.
Мне хорошо среди людей хороших,
Что ценят человека, ценят труд!
Я молод, знаю-счастье предо мной,
Как месяц, что не стал ещё луной,
Я только распускаю парус белый-
Не вей же, чёрный ветер, над волной!
18 апреля 1937 года эти стихи, состоящие из 45 четверостиший, были опубликованы в «Литературной газете», а уже в следующих номерах той же газеты началась компания обвинений поэта в измене. Таким образом, судьба поэта была практически предрешена. 8 января 1938 года, после непродолжительного судебного заседания, «врагу народа» был вынесен смертный приговор, который был приведен в исполнение 12 марта 1939 года.

«Свобода – самое важное, что есть в жизни человека»
Самые несчастливые минуты моей жизни - это минуты, проходившие без стихов.
Стихи – это разум и сердце мира, и с ним их роднит искренность и естественность.
Как прекрасно, когда ты народа певец, когда, мудрый, ты знаешь все тайны сердец.
Когда я умру, мои стихи будут в сердцах живых. И в этом – смысл бытия – оставить после себя след.
Я рано лишился родителей. Но мама – это человек, которого помнишь всю жизнь, это какая-то другая память.
Мама! Как я о маме в стихах расскажу? Не смогу я, не смею... Все признанья заветные - прах, и тускнеют слова рядом с нею.
Мое детство было сложным, и память о нем останется навсегда. Но эта горечь помогает лишь глубже понять смысл новой жизни.
Трудности учат жизни. И в них, как правило, всегда есть смысл – главное суметь его увидеть. Потому что «Как раз в то время, когда ножами полосовали ваше сердце, когда реки вышли из своего русла, и когда запылало в огне ваше сердце, когда пороховой дым окутал ваше сердце - именно тогда, как воск, расплавились, рухнули горы».
Работая учителем, я понял, как велика роль морального воздействия педагога на детей. Заботливое и сердечное отношение помогает людям, уберегает их от дурных поступков. И, конечно же, книга.
Мировая поэзия – то, что обогащает наше мировоззрение и язык. Именно поэтому я занялся переводами, стремясь оставить новым поколениям все те богатства и мудрость, которые содержали в себе произведения Лермонтова, Пушкина, Шевченко, Фирдоуси, Хайяма.
Я многому учился у наших великих поэтов, а творчество Физули стало для меня поэтической школой. Очень люблю народную поэзию и музыку. В звуках тара, как и в звуках воспетого в классической поэзии нея (флейты), кажется, слышен глас самого народа и радостной жизни.
Не понимаю людей, которым чужды традиции национального искусства. Я хотел бы, чтобы тар звучал всегда, но не как выразитель боли и страданий, а как отражение света и добра в новой жизни моего народа.
Новое восхищает меня. Взять, хотя бы, телеграфные провода. Пусть они не поэтичны на первый взгляд, но ведь это – нити, связывающие сердца людей, это – посланцы народов, несущие радостные и грустные вести.
Если речь идет о любви, то любые попытки преградить путь большому свободному чувству бесплодны.
Не люблю пошлых и беспринципных людей без убеждений и без целей. Человек, который думает лишь о своем благополучии – смешон. Его жизненная философия укладывается в простейшую формулу «что попало тебе в руки, тут же сожри».
Надо жить здесь и сейчас, не ропща на судьбу, а радуясь каждому мгновению. Стареет человек не от возраста, а от отношения к жизни. «Жизнь – работа и сраженье, жизнь – свобода, счастье, труд. Если так, то в чем же дело? Нам нельзя терять минут. Разве можно в нашем мире преждевременно стареть?»
Да, я поставил себе высокую планку. Но сделал это осознанно. «Высокий я избрал себе маршрут – подъем, с борьбою сопряженный, - крут!»
Быть поэтом – не просто почетно, но и ответственно. «Да, это ведь неслыханная честь – поэтом стать, в людских сердцах прочесть, что чувствуют, чем полнятся сердца, без спроса в них войти и разрушать отважно до конца все злое на пути!»
Иногда впадаешь в тихую ярость от бессилья. И возникает желание спросить даже у природы, почему?.. Почему она порой становится лишь немым свидетелем происходящего? «Давай по совести, река, речь поведем издалека, припомни все сначала ты! Горело некогда селенье, а ты была не в отдаленье, вблизи его журчала ты. Так почему же в час беды струе огня струей воды, Вскипев, не отвечала ты?»
Я не могу смириться и не смирюсь с тем, как официальная пропаганда пытается умолчать о правде. «Чей это путь? Дашнакский путь... В ущелье каждом-кровь и жуть, кровь из людей текла и скал. Крича "от моря и до моря", дашнак принес немало горя, дурную славу он снискал».
Я верю в будущее своей страны. Я верю, что придет день, когда земля наша будет цвести в реальности, как в наших мечтах. «Великий мир, как малого ребенка, мы вынянчим на собственных руках».
Вопрос о том, есть любовь или нет, мне непонятен. Потому что для меня даже улыбка любимой Дильбяр – это огромный стимул жить. Я забываю свою печаль, когда она с радостным лицом открывает мне дверь. Ее улыбка помогает мне забыть удары, наносимые недругами.
Я ненавижу лесть. Но точно так же не терплю необоснованную критику. Парадокс в том, что она меня в то же время и стимулирует, не дает упасть духом. Кроме того, она - в том числе - делает меня известным.
Я против выдуманного и чуждого в литературе.
Выдуманные выражения смотрятся как заплатка в стихотворении. А заплатка быстро приходит в негодность.
Убежден, что поэт должен стать бьющимся сердцем своего времени. В противном случае, его имя нигде не сохранится.
ВЕТРЫ
И днем и ночью, пространство меря,
Врываются ветры ко мне с доверьем.
Они, как друзья, стучат в мои двери.
Вы схожи со звонкими струнами, ветры,
Весь век остаетесь вы юными, ветры.
Одни, как спасенье, другие, как бездна.
Одни-мягкосердны, другие - железны.
Одни - бесполезны, другие - полезны.
О ветры мои, вездесущие, ветры,
Далекие запахи несущие ветры.

Холодные ветры с горы белоснежной,
Напившись в полянах росы самой нежной,
Вновь в горы вы держите путь безмятежный:
Возьмите меня вы с собою, ветры,
Я сердце свое вам открою, ветры.

Пусть громом грохочет мое вдохновенье.
И буря моя, и любовь, и смятенье,
И слава моя, и мое откровенье,
Я с вами, мне силу придавшие, ветры,
Так часто меня окликавшие ветры.

Звени, тар...

Звени, тар,
Звени, тар,

Напой мне простую и добрую песню.
Столетья ты людям поешь, а не стар,
И нет твоей песни нежней и чудесней.

Звени, тар,
Звени, тар,
Звени, тонкострунный,
Звени, вечно юный ...
Творенье народа - твой вещий напев,
В нем горе народное, радость и гнев.

Я помню, домишки за ветхим забором,
Угрюмые окна скосив на восток,
Внимали рыдающим песням, которым
Людей не учили господь и пророк.

Я помню, как в комнатах тесных и чадных
Твой голос зовущий до ночи не тих,
Как плакали, слушая, женщины в чадрах,
Вздыхали мужчины в папахах седых.

Как бился чаргях, вылетал на дорогу,¬
И круто придерживал путник коня,
И горное эхо трубило тревогу,
И волны ее разносили, стеня.

О тар, воскреси мне газели Сеида
И жемчуг Бахара на нить нанижи
Я снова навстречу .возлюбленной выйду
В ширванокую ночь, в переулки Гянджи.

Кто сердцем остыл, кто судьбою не сладил,
Забыл, как даяния жизни щедры,
Ушел от природы и долго не гладил
Шершавые теплые плечи горы;
Кто горя хлебнул, кто изведал измену,
Кто счастья не знает с любимой своей,
Кто просит о помощи, - тот непременно,
Найдет утешенье у этих дверей.
Нет, песня твоя не похожа на птичью,
Особенный голос и нрав тебе дан:
Он полон печали и полон величья,
Покой отняла у тебя Зерафшан,
Покой отняла, наделила тоской,
Расстроила струны небрежной рукой .
.
Султаны немели,
Заслышав тебя;
Невольники пели
С тобою, скорбя;

Их жалобам вторя,
Медлительный звук
Вылечивал горе,
Как преданный друг;

И выткавший в муке
Ковры для других,
И те, что от скуки
Дремали на них;

Пресышенный словом
Поэт-верхогляд,
В атласе багровом
От шеи до пят,

На пире вечернем
Бубнящий одно:
«Налей, виночерпий,
Я славлю вино»;

И тот, кто твореньем,
Как жаждой, палим,
Объятый гореньем
Вагиф иль Надим,-
Все знали
Твою несравненную власть,
С тобою стонали
И плакали всласть.
Но ты не служил ни молле, ни святоше,

Мечеть не слыхала тебя никогда.
Она ненавидела песню... За что же?
За то ли, что песнь неподкупно-горда?
Ханжи заглушали завистливым воем .

Твой праведный голос, будивший сердца,
На камни швыряли тебя головою,
Жестокие пальцы душили певца.

И все ж уничтожить тебя не сумели,¬
Ни струны сорвать, ни сломать на куски
. Но был ты рожден, чтобы славить веселье,
А пел, задыхаясь от смертной тоски.

Какая печаль нас давила, бывало,
Какая на сердце кромешная мгла-
В мечети,
Когда «Марсия» завывала …
И шествовал на середину мулла.

Мы плакали вместе с тобою, о тар,
Грустили над нашей судьбою, о тар!

Звени, меднострунный! Прошли времена,
Когда лишь о горе вещала струна,

Твой голос по радио -- радости полон:
Впервые народ не угрюм и не болен.

О радости спой мне сегодня, тарист:
Вот сердце, что ветра свободней, тарист!

Навеки ушли и тоска, и усталость.
Молчит «Марсия», и моллы не осталось:

Звени мой желанный,
Звени: неустанный,
При звуках ликующей песни твоей
У девушек лица - зари розовей.

О как твои струны легки и послушны!
Кто слушать сумеет тебя равнодушно?

Я трону струну золотую твою
И все, что задумаю, людям спою.

Сегодняшний день я хотел бы прославить,
Немеркнущий след его в песне оставить.

О тар, ты оружье в искусной руке,
Ты с нами поешь на одном языке.

Пусть прошлое метко разит эта песня,
Пусть прошлое в наших сердцах не воскреснет.

Звени, неустанный! Пусть слышит народ!
Бакинский нефтяник с тобою поет.
С тобою поет
Тракторист молодой,
С тобою народ,-
Не смолкай же и пой!

О шелке нухинском,
О хлопке Гянджи,
О милом и близком
Скорей расскажи ...

Звени, тар,
Звени, тар,
Напой нам простую и добрую песню ...
Столетья ты Людям поешь, а не стар,
И нет твоей песни нежней и! чудесней.

Звени, тар,
Звени, тар,
Звени, тонкострунный,
Звени, вечно юный,
Творенье народа - твой вещий напев,
В нем горе народное, радость и гнев.




 

Азебайджан



Мой край
Флаг Азербайджанской Республики
Герб Азербайджанской Республики
Гимн Азербайджанской Республики
Наш Президент
Мехрибан Алиева
Фонд им.Гейдара Алиева
История Азербайджана
Трагические страницы истории Азербайджана
Развитие за последние 10 лет
Герои
Известные личности, прославившие Азербайджан в мире
Развитие науки
Образование
Искусство
Музыка
Литература
Архитектура
Театры
Традиции и обычаи
Спорт
Диаспора
Только в Азербайджане

Новости

Новости Азербайджана

Исторические дни Азербайджана

Этот день в истории

Фраза дня
Форма входа
Поиск
Проверь себя
Словари русского языка
www.gramota.ru